День в школе-колонии "Бодрая жизнь" С.Т. Шацкого (1911 г.)


Раннее утро. Еще нет пяти часов, а по дороге к скотному двору идут "коровницы" с ведрами и хлебом с солью.

Они сейчас подоят коров, выпустят их, уберут молоко. Потом надо попоить теленка и убрать стойла. По пути девочки забежали к мальчикам и разбудили пастуха. Вот и он явился во всеоружии: в непромокаемом плаще с длинным кнутом и с книжкой. Конюх с помощником запрягают лошадь. Сначала они едут за водой: вода нужна в прачечную; потом привезут бочку и на скотный. Затем уже можно будет приниматься за уборку. Коровницы, управившись со своими делами, пойдут еще уснуть часок до чая.

В начале шестого часа подымается "заведующая белым хлебом". Разбудив своих помощников, она спешит на кухню. Каждый день выпекается около пуда белого хлеба, а к девяти часам половина должна быть уже готова. Заведующая вываливает тесто из котлов на стол, приготовляет формы и противни. Появляются помощники: они везут полную тачку дров. Один занялся печкой, другой побежал к ручью мыть котлы. Того и гляди - явятся повара: котлы должны быть уже готовы. Заведующая разделила тесто, и все вместе принялись делать булочки; приходится не зевать, наша заведующая - горячка и огонь; булочки у нее так и летают со стола на противень, и она поминутно понукает и товарищей.

- Скорей, скорей! Чего зеваешь?

Бывает, она и повздорит со своими товарищами, но ненадолго, - вот и опять работают дружно.

К утреннему чаю надо сделать около 150 булочек, да к вечернему чаю испечь 5 больших хлебов. На стенке висят "правила", где, между прочим, сказано: "Хлеб должен быть готов к девяти часам". Ну как же не волноваться?

В кухню явились уборщики; они налили самовары и теперь хотят их ставить. Уборщики оказались добрыми приятелями хлебопеков, да и в печке жару слишком много. Поэтому они получают горячие угли, и дело с самоварами быстро идет на лад. Затоплен и куб в молочной, чтобы была горячая вода для мытья посуды.

В 6 часов по всему дому раздается звук звонка, - это колонист-"будильник" бегает по всем коридорам и балконам и звонит. Все начинают подыматься. Только маленькие да заведующая кухней не торопятся. Маленькие встают около семи, а заведующая кухней всю прошлую неделю пекла белый хлеб и приходилось ей и ложиться позднее и вставать рано. Теперь можно и поспать: она понадобится на кухне не раньше семи или восьми часов. А к этому времени уж, наверное, какой-нибудь из нетерпеливых поваров прибежит будить.

- Что же ты спишь? Вот опоздаем с обедом, будет тогда! Колонисты бегут умываться на ключ. Наскоро вытершись полотенцем, а кто и рукавом, собираются ребята на террасе у кухни: там раздают молоко - каждому по кружке. Черного хлеба сколько угодно. Его обыкновенно, посоливши, уносят с собой, - до чаю еще два часа, и, поработавши, успеешь проголодаться.

В прачечной заведующая распределяет работу. У нее сегодня "вагон" белья стирать, надо и гладить. Особенно много глаженья.

- В гладильную придется еще одну девочку взять; я сегодня едва-едва в прачечной управлюсь. Там только мальчики.

Мальчик лет 11 с веселой плутоватой рожицей вертит ручку паромойки. Но вертеть равномерно в течение 20 минут ему очень трудно. Он затягивает "Разлуку" и представляет шарманщика. Ручка вращается медленно и уныло, Вдруг он меняет песню; раздается "Барыня", и белье начинает кувыркаться в барабане с бешеной скоростью. Остальные прачечники хохочут. "Андрюшка, кончи: ведь всем мешаешь. Хуже, придется провозиться очень долго". - "Ну ладно, не ворчи, не буду", - но глаз лукаво щурится, нет-нет да и дернется машина. Прачечники меняются около машины, одни вертят, другие с заведующей отжимают белье, меняют воду, замачивают новую партию, разбирают грязное по сортам и краскам.

В гладильной сегодня работа идет споро. Завтра выдавать мальчикам рубашки и штаны, а в кладовой ничего не осталось, простынь и полотенец тоже мало.

"Выгладьте нынче только для гостей несколько простынь, а остальные можете катать". - "Сегодня придется две очереди назначить... Вы еще после чаю приходите гладить". Заведующей сегодня придется почти весь день пробыть в прачечной. Хорошо еще, можно на реку не ехать полоскать: одна из коровниц предложила свои услуги, значит, можно отдохнуть.

Восемь часов. В кухне появились "черные хлебопеки". Черный хлеб пекут после белого, и потому работа начинается позднее. Сегодня заведующая черным хлебом - сотрудница. С ней работают еще старший колонист и один из средних мальчиков.

Самая трудная работа - месить тесто. Надо сделать это до чая, а разделывать и печь хлебы начнут часов с 11. Все зависит от того, как вымесить: это дело - самое ответственное. Работа новая, сотруднице и самой приходится учиться вместе с колонистами. Первое время хлеб не удавался, и лишь понемножку теперь стали налаживаться.

В кухне жарко и тесно, хлебопеки вынесли свои дежки на площадку перед террасой и здесь на воле наперегонки месят тесто. В половине восьмого является заведующая кухней. Эта полная противоположность заведующей белым хлебом. Она олицетворенное хладнокровие, не торопится, выдает провизию, составляет меню, показывает то одному, то другому; спокойствие ее действует и на детей: нет недоразумений, если уже что выйдет, то наверняка дело серьезное, - пожалуй, и на собрании придется разбирать.

У печки опять горячка. Румяные аппетитные булочки теперь летят с противня на поднос. Хлеб вышел удачен, можно и успокоиться. Большие булки еще около часу будут сидеть в печке. Надо пока поскорее вымыть стол и посуду, чтобы освободиться к утреннему чаю. И опять в руках мелькает щетка, а помощники носятся с противнями и мелкой посудой.

За кухней у ключа возятся 3 мальчика. Их компания - из четырех мальчиков и сотрудника - взялась заботиться о всяком деле, которое может оказаться спешным в колонии. Время от времени они обходят усадьбу и отмечают, на какую работу не хватает народу, что надо исправить или как можно скорее сделать вновь. Они уже сделали часть изгороди в ягоднике, так как туда заходил скот. Обобрали червей на капустнике, поливали огород, когда было некому это делать, и так далее.

Теперь они принялись за отделку ключа, из которого мы берем воду для питья. Они обкладывают стенки кирпичом и прокладывают трубу из колодца в бетонный бассейн: из него можно брать воду для мытья посуды. Работать им приходится большей частью втроем, а иногда и вдвоем, так как постоянно кто-нибудь у них занят на дежурствах. Работают они не по часам, а сколько оказывается необходимым. А работы оказывается очень много.

- Что ж, взялись, так уже надо поддержаться, - замечает один из них. - Хорошо бы сегодня докончить ключ. Да, может, вечером до ужина будем работать, тогда и кончим - немного осталось.

Маленькие сегодня разделились; часть вместе с сотрудницей расширяют и чистят дорожку от дома к больничке, другие полют в огороде вместе с некоторыми девочками побольше. Заведующий инструментами сегодня все утро возится, точит и поправляет инструменты, старшие работают: кто в огороде, кто по бетонному делу. Двое дворников подметают и убирают вокруг дома и поливают цветы. Черные хлебопеки покончили с тестом, отнесли его в кухню, теперь все внизу у ручья отмывают от рук присохшее тесто, Теперь один из них будет топить печь, а остальные свободны до 11 часов.

Время подходит к девяти. Уборщики уже раз 10 прибегали в кухню.

- Можно звонить?

- Да подожди ты, ведь девяти нет еще!

- А у нас самовары давно готовы.

- Ты лучше, чем звонить, поди посмотри, есть ли у тебя вода в самоваре, может, он весь выкипел, - говорит заведующая кухней.

Уборщик уходит и сконфуженный возвращается обратно.

- Придется доливать!

- Ну вот, а теперь опоздаешь.

Сжалились повара и дали горячей воды из своего котла и углей из плиты. Через несколько минут неугомонный уборщик несется во весь дух со звонком на скотный, в прачечную, к огороду. Надо всюду сбегать: работают далеко друг от друга, а звонок не громкий.

Все собрались. Один из уборщиков раздает сахар: каждый берет себе 3 куска. Остальные уборщики разливают чай, хлебопеки раздают теплые булки. Хлебодар режет черный хлеб: после работ аппетит хороший, и белого хлеба часто не хватает. Некоторые, съев одну булку, другую берут с собой.

В кухне сегодня работа прошла гладко. Повара довольны. Повара и уборщики обедают раньше. Это недавнее нововведение. Так удобнее, а то частенько выходило, что повара просчитаются и себе и уборщикам не оставят. На первое подают кислые щи с грибами. Каждый подает на свой стол. Заведующая и один из поваров разливают. Уборщики подсказывают: "Большому! Сюда поменьше просили! Кому по второй? Кому прибавки?" Уборщики должны соблюдать строгую очередь, за этим очень следят все дети. На второе подают картофельный пудинг, а в заключение клюквенный кисель с молоком. Повара сияют: вот как сытно и вкусно накормили! Ребята довольны: "Браво поварам, качать поваров!"

- Ну, теперь купаться! Пойдем купаться? - обращаются мальчики к сотруднику. "Да ведь знаешь порядки, после обеда нельзя, минут через сорок пойдем".

Сотрудники разошлись по комнатам, ребята тоже притихли.. Только маленькие девочки копошатся на балконе; наверху их царство. Они понастроили каких-то лавок для своих кукол и постоянно играют в какую-то сложную, им одним понятную игру. Они пойдут с сотрудницей гулять, а потом выкупаются в ручье недалеко от дома. До реки далеко, и потому они ходят на речку только иногда, большею частью по праздникам, когда нет работ. В ручье же воды для них достаточно, вода течет быстро, чистая и теплая. Старшие колонисты чаще всего остаются дома. Если сотруднику некогда, то кто-нибудь из них ходит купаться с мальчиками, обыкновенно по очереди. Обычно же время от двух до четырех ими очень ценится, как самое тихое и спокойное для каких-нибудь серьезных занятий: кому нужно читать, готовиться к зиме, кто должен рисовать этюды для училища. В это же время, кроме них да уборщиков, никого не остается в колонии. Девочки с сотрудницей пошли с корзинками и кружками, по дороге наберут ягод и грибов, что попадется. Мальчики с сотрудниками уже прошли, отправились на новое место. Там глубже, можно плавать, устраивать разные игры и чудный песок, где можно поваляться на солнышке. Все любят эти часы - часы горячего солнца, близости к природе, часы отдыха и свободы после работы.

К четырем часам все опять в сборе; прямо после чая колонисты расходятся, и около пяти работы уже идут полным ходом. Вот на огород прибежал запыхавшийся уборщик.

- Таня тут? Ступай скорее, гости приехали.

Таня наскоро передает свою работу (она полола огурцы): "Вот здесь доделайте, девочки" - и идет к дому. Там уже стоит мальчик, который вместе с Таней принимает гостей (наша гостеприимная комиссия) и разговаривает с гостями. Гости оказались незнакомые - приехали в первый раз посмотреть колонию.

- Сотрудники сейчас на работах, им скажут, а пока пойдем в дом, - говорит Таня. - Ты, Виноградов, ставь пока самовар.

- Ладно.

Пока поспевает самовар, Таня показывает нашу общественную комнату, дом, отвечает на расспросы. Потом идут в кухню смотреть на работу поваров, показывает погреб, молочную, рассказывает о хозяйстве.

- После чаю вот посмотрите наши работы, а то, хотите, можно и сейчас, - добавляет неожиданно другой член гостеприимной комиссии. Гости говорят, что не устали, и их ведут на огород или на скотный двор, там присоединяется сотрудник. Комиссия теперь идет хлопотать - устраивать чай, позаботиться о ночлеге.

Около семи часов работы кончены. Маленькие собрались перед террасой и старательно поют и играют в свои излюбленные игры: "едет всадник на коне", "воробушек" и пр. Остальные наблюдают. Вот один из мальчиков побольше подошел к сотруднику: "Поиграй нам, мы хотим бегать". Сотрудник играет что-то вроде марша. Один из мальчиков становится впереди, скрестив на груди руки, остальные мальчики и девочки становятся друг за другом сзади него. Он говорит: "Первый раз пойдем - делайте все, что я; потом, когда опять сюда вернемся, побежим, а руками все за мной повторяйте". И вот он начинает ходить, а за ним вся цепь. Он ведет, причудливо меняя направление, скручивая и раскручивая цепь; каждый должен следить, чтобы не потерять того, кто перед ним. Вот он меняет позу - поднимает руки высоко над головой, потом кладет обе руки на голову; вот все начинают бежать подпрыгивающим бегом из комнаты, выбежали на террасу, сделали несколько кругов по дорожкам цветника и опять на террасу. Вожак останавливается; участники сговариваются о новых фигурах, и снова начинается игра. Меняется вожак - и изменяется весь характер движений.

Играют до самого ужина. За ужином похлебка из свежих грибов, гречневая каша с маслом и молоко. Комиссия заботится о гостях, угощает, подает. После ужина уже многие сразу бегут в общественную комнату: "Петь, петь!" Сначала поют маленькие и с ними некоторые из больших, кому нравятся песенки попроще.

В кухне тем временем и повара и уборщики спешат управиться со своим делом, чтобы тоже прийти попеть вместе со всеми. Пение любят в колонии и любят не только петь, но и слушать. Слушатели уютно расположились на лавках по стене, сидят группами, изредка кто-нибудь из слушателей поднимается, присоединяется к хору. Некоторые песни поют все присутствующие. В комнате большей частью совершенно тихо. Если кто начинает разговор, все обрушиваются: "Ну, чего мешать, шли бы к себе в комнату, кто не хочет слушать". Пришли и большие, поем трио, поет один из больших.

Маленькие понемножку уходят к себе наверх. Вот один из малышей уснул, уткнувшись в колени девочке. "Ну, ребята, довольно, довольно, половина десятого: спать!" Еще минут 10 шум и возня везде, моют ноги, умываются, ложатся.

- Зовите Ш., он обещался сегодня про "Белого Клыка" рассказать, - раздается в комнате у мальчиков.

- Да ведь гости сегодня, ему нельзя.

- Ну, может, немножко расскажет.

- Будет, будет! - кричит вернувшийся посланец. Наверху у маленьких девочек сотрудница рассказывает сказку, в одной из комнат мальчиков старший колонист читает какой-то рассказ, в другой Ш. рассказывает. Уж давно в колонии завелся обычай до 10 часов рассказывать или читать Что-нибудь детям. Сотрудникам удалось заметить, что дети так очень хорошо успокаиваются, скорее засыпают, а что главное - удается избежать возни и шалостей, которые обыкновенно поднимаются по вечерам, когда много ребят спят в одной комнате. Дети тоже очень ценят и любят эти тихие вечерние настроения. Когда сотрудники или старшие почему-либо не могут читать, рассказывает сказки кто-нибудь из любителей этого дела. К 10 часам все уже затихает, только кое-где еще приходят запоздавшие. Вот хлебопеки еще возятся около кухни, кончили и теперь запирают. Старшие отправляются к себе, у них еще будет общее чтение, хотела прийти одна из сотрудниц и кое-кто из больших девочек.

К одиннадцати и старшие расходятся, вся колония затихает до завтрашнего утра.

Так Приблизительно проходят наши дни. Некоторую перемену вносит ненастье; тогда свободные часы занимают разными занятиями: кто шьет, кто рисует, кто пишет что-нибудь для журнала. Днем устраиваем разучивание новых песен. Девочки принимаются за починку белья, мальчики возятся в столярной, да и много есть разной работы, которая не ждет, и приходится потому, одевшись потеплее, и в маленький дождик или холодную погоду продолжать очередное дело.