Программа оценки компетенций учителей: что это такое и сроки проведения


Учителей проверят на компетентность и присвоят оценят уровень знаний и профессионализма. Что такое компетентность и какие уровни могут быть присвоены учителям? Каких учителей проверят в первую очередь, что включает в себя программа проверки оценки качества профессионализма учителей?


На Межрегиональной конференции по оценке качества образования «Развитие единой системы оценки качества образования – опыт и перспективы (скачать)» была представлена модель уровневой оценки компетенций учителей и планы ее апробации с участием учителей русского языка и математики в 2017 году.


Модель представляли сотрудники РГПУ им. Герцена Светлана Анатольевна Писарева, директор института педагогики, и Виктория Игоревна Снегурова, заведующая кафедрой методики обучения математики и информатики.

Что такое компетентность?


Под компетенцией в самом общем плане понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Перечень компетенций


Данный перечень можно представить следующим образом:


  • когнитивная компетенция, предполагающая использование теорий и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные в собственном опыте;

  • функциональная компетенция (умения и ноу-хау), т.е. то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере;

  • личностная компетенция, предполагающая проявление этической позиции, отражающей наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.


Компетенции формируются и проявляются в процессе решения жизненных и профессиональных задач разного уровня сложности с использованием определенных ресурсов. Решение задач позволяет выявить совокупность этих трех компетенций, которые характерны для любой профессии, т.к. оценивается

Согласно этой модели оценка компетенций учителя должна происходить в три этапа:

  • Диагностическая работа 
  • тестирование (min 10 заданий – 2 часа для выполнения, время фиксировано);
  • решение методических задач с развернутым ответом (3 задачи – 2 часа для выполнения, время фиксировано);
  • решение профессиональной задачи (1 задача на выбор учителя – по содержанию может быть связана с уроком – 1 – 5 дней).
  • Опросник для учителей — участников апробации, включающий не менее 15 вопросов, направленных на выявление опыта работы и квалификации учителя и особенностей выполнения им профессиональных обязанностей использование методических материалов, использование ИКТ, оценивание учебных достижений и т.п.; 
  • Видеотрансляция или видеозапись урока, позволяющая более точно оценить реальный опыт учителя в контексте предложенного им решения профессиональной задачи диагностической работы.


Авторы модели считают, что умение решать задачи диагностической работы позволяет сделать вывод об умении учителя решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, личностных и профессиональных ценностей.

По результатам диагностической работы тестируемый учитель может получить один из трех уровней диагностируемых компетенций:

  1. Уровень I. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта. 
  2. Уровень II. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики. 
  3. Уровень III. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.

Диагностическая работа: профессиональная задача 


Шаги, которые приведут к решению: 

  1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вам необходимо решить в данной ситуации. 

  2. Какую информацию и из каких источников вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами вы при этом будете пользоваться? 

  3. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. 

  4. Предложите решение задачи в виде плана урока с указанием элементов предметной среды, используемых на каждом этапе урока для каждого класса. 

  5. Аргументируйте предложенное решение. 

  6. В каких еще ситуациях применимо предложенное решение? 

  7. Укажите, какие этико-правовые нормы профессиональной деятельности педагога могут быть нарушены в процессе реализации вашего решения. 

Примеры ситуаций

  • В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10)? Чем будут отличаться данные уроки? 

  • Вы учитель — ответственный за подготовку и проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов. 

Результаты выполнения первой части диагностической работы являются основанием для вывода о достижении учителем базового (порогового) уровня профессиональной компетенции.


Минимально необходимое количество баллов равно 13.


При выполнении первой части диагностической работы с результатом ниже 13 баллов делает возможным вывод о недостаточном уровне для преподавания соответствующего предмета в образовательном учреждении и необходимости повышения квалификации в направлении предметной подготовки и базовой методической подготовки. 


Матрица оценки уровней компетенций по результатам решения заданий диагностической работы


 


I Уровень


II Уровень


Уровень III


МЗ 1 (5 баллов)


Решена полностью — 5 баллов


МЗ 2 (5 баллов)


Не менее 3 баллов


Решена полностью — 5 баллов


МЗ 3 (5 баллов)


Не менее 3 баллов


Не менее 4 баллов


Решена полностью 5 баллов


ПрЗ (15 баллов)


0 – 4 баллов


5 – 7 баллов


8 – 10 баллов


Сумма баллов


Не менее 15 баллов


Не менее 21 балла


Не менее 25 баллов

Процедура апробации. Прохождение процедуры исследования участником 


В личном кабинете на портале ABBYY Мониторинг участник приступает к прохождению каждого этапа исследования:

  • Заполнение опросника – внесение контекстной информации о себе 

  • Тестирование — выполнение заданий, подразумевающих краткий ответ в виде онлайн тестирования 

  • Решение методических задач 

  • Решение профессиональной задачи 

  • Загрузка видеозаписи урока 

  • Просмотр результатов 

Оценивание

  • Первая часть ДР оценивается автоматически.

  • Вторая часть ДР оценивается экспертами на основе предложенных критериев.

  • Профессиональная задача оценивается экспертами на основе предложенных критериев.

  • Видеозапись урока оценивается экспертами на основе предложенных критериев.

Осенью 2017 года апробация пройдет в 13 регионах: Республика Адыгея,
Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край,
Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская,
Волгоградская и Рязанская области. В апробации примут участие 2281
учитель русского языка и 2263 учителя математики.